Сертификация на внешних рынках
Методические рекомендации по международной сертификации
Вводная часть
Каждая страна в мире имеет собственные правила технического регулирования применительно к своему рынку, на котором обращается продукция. Эти правила выражаются в наличии комплекса стандартов, регламентов и норм, которые устанавливают конкретные требования к продукции.
Официальная позиция любой страны при введении правил технического регулирования –защита безопасности населения и потребителей. Однако, будем смотреть правде в глаза -фактически за этим скрывается зачастую элементарный протекционизм, то есть желание ограничить доступ иностранной продукции на свой внутренний рынок. В некоторых странах порог данного вида скрытого протекционизма высок (например, в США ), умерен ( например, страны Евросоюза ) или низок (как правило, это утверждение применительно к развивающимся странам и странам третьего мира). Как правило, только развитые государства могут позволить себе иметь развитую систему технического регулирования (систему норм, стандартов, регламентов, сети лабораторий, сертификационных и аккредитационных органов), поэтому чем более развитым является государство, тем более высокими являются барьеры из норм и стандартов для входа на его рынок.
Начинающие экспортеры, как правило, задают вопрос: «У меня есть отечественные сертификаты, протоколы испытаний, будет ли их достаточно для работы на внешних рынках» ? И ответ однозначный «Нет, не достаточно, потому что там другие правила, другие нормы». К сожалению, таковы реалии, и любой экспортер должен быть готов принять сложившиеся правила «игры на чужой территории»
Важно! Ваша продукция должна соответствовать законодательным требованиям (норм, директив, стандартов), действующих в стране, куда осуществляется экспорт. Они отличаются, иногда значительно, от отечественных правил. Вам предстоит доказать соответствие (провести оценку соответствия) продукции данным требованиям.
Оценка соответствия (сертификация) на внешних рынках
Фактически, в мире есть всего два глобальных рынка, где действуют наднациональные нормы - это Европейский союз (ЕС) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС: Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Кыргызстан).
Нормативы ЕАЭС фактически являются нормами российского законодательства. А вот правила технического регулирования ЕС стоит рассмотреть подробнее, поскольку это огромный рынок для отечественных экспортеров.
Основы технического регулирования в Европейском союзе
Несмотря на то, что Европейский Союз является самым развитым интеграционным объединением на планете, следует констатировать тот факт, что всего около 30% возможной номенклатуры изделий регулируются наднациональными европейскими директивами (глобальными общеевропейскими нормами). Остальные 70% номенклатуры изделий регулируется нормами национальных законодательств стран-членов ЕС. Безусловно, упомянутые 30% торговой номенклатуры – наиболее важные технологичные не сырьевые товары, поэтому их доля в торговом обороте весьма существенна.
Те товары, которые подпадают под европейские Директивы, приведенные ЗДЕСЬ, должны маркироваться СЕ маркировкой. По отношению к продукции может быть применим не только один, а зачастую сразу несколько Директив.
Кроме того, применяются также связанные директивы, которые используются вкупе с вышеперечисленными директивами. К таким директивам относиться RoHS (Restriction of Hazardous Substances Directive).
Есть еще ряд подобных связанных директив, например, на низковольтное оборудование. Директива 2014/35/EU. В соответствии с данной директивой обязательны испытания продукции в аккредитованных лабораториях. Сертификация не требуется, однако в декларации соответствия нужно делать ссылку на тесты.
Если к продукции не применимы вышеуказанные директивы, тогда продукция будет сертифицироваться либо по специальным общеевропейским схемам (например, REACH для химических субстанций , TYPE APROVAL для автотранспортных средств, INCI для косметических ингредиентов и другие ), либо в каждой стране будут свои индивидуальные правила (национальные нормы). СЕ маркировка в данном случае не наносится.
Важно! Перед выходом на рынок чужой страны изучите национальное законодательство – либо самостоятельно, либо привлекая консультантов. Это позволит Вам избежать ошибок и убережет от потерь.
СЕ маркировка – одна из самых авторитетных в мире и очень часто ее признают за пределами Евросоюза. Для этого во многих странах есть специальные процедуры признания в привязке к национальному законодательству. Среди стран, наиболее лояльно относящихся к СЕ маркировке, можно выделить Турцию, Египет, Алжир, Тунис, Иран, Бразилию и некоторые страны Латинской Америки.
В ситуации, когда СЕ маркировка не применима, надо искать индивидуальный путь и это, в свою очередь, связано с изучением законодательства ЕС и отдельных стран. Маркировка СЕ при этом не ставится.
У экспортеров пищевой продукции на европейском рынке очень мало шансов, поскольку многие виды пищевой продукции в ЕС квотированы и их реализация в ЕС третьими странами в принципе невозможна. Да и сам рынок производства пищевой продукции перенасыщен. Высокие шансы продаж на рынке ЕС имеет в основном органическая продукция. Продукция должна соответствовать европейским директивам 834/07, 889/08, 1235/08 «Правила производства и маркировки органической продукции и режим импорта органических продуктов из третьих стран» и маркироваться органической маркировкой «зеленый лист».
Химические вещества как натурального происхождения, так и полученные путем синтеза подлежат специальной процедуре регистрации REACH. После этого они могут поставляться европейским клиентам.
Если химическое вещество совершенно новое, то оно подлежит полной глубокой процедуре регистрации. Если химическое вещество обычное и широко распространенное, то оно, вероятнее всего, уже зарегистрировано в системе REACH и в данном случае нужно выполнить действия по так называемому присоединяемому досье. В этом случае к уже существующему досье химического вещества присоединяется новый производитель (экспортер).
Процедура регистрации REACH многоступенчатая, зачастую на некоторых этапах нужно будет проводить тесты продукции, причем необходимость тестирования очень сложно предусмотреть на начальном этапе.
Следует сказать также несколько слов о добровольной сертификации\маркировке, поскольку многим экспортерам хочется продемонстрировать некие отличительные качества своей продукции. Они нужны для того, чтобы акцентировать внимание потребителей на каких-либо особых потребительских качествах товара, подчеркнуть его экологичность, узнаваемость, люксовость и т.п.. Видов такой маркировки огромное множество, причем она применяется как непосредственно к продукции, так и системе менеджмента экспортера. Примеры маркировок можно посмотреть ЗДЕСЬ. Добровольную сертификацию\маркировку можно подобрать для любых отраслей, для любых ситуаций.
Основы технического регулирования в США
Техническое регулирование в США кардинально отличается от других рынков. В США применяются иные единицы измерения, другие правила визуализации электрических схем, информирование об опасностях, соответственно, практически любой вид продукции, планируемый к поставкам в США, требует омологации (т.е. конструктивной доработки). Тем не менее, это один из самых емких рынков в мире и за него можно побороться.
В США требования к продукции формируются различными узкоспециализированными ассоциациями и профессиональными объединениями, многие из них негосударственные, и зачастую нужно собирать пазл из разных требований от разных структур. Наиболее значимыми структурами в части формирования норм являются ANSI, NIST, ASTM, EPA, NFPA, ASME, OSHA, NEMA, FCC, FDA, UL, API.
В США есть особые требования на уровне штатов, которые не фигурируют в национальном законодательстве. Их нужно обязательно учитывать.
В США ко многим товарам нет обязательных требований по оценке соответствия. Однако, специфические требования к продукции могут предъявлять партнеры, дилеры, торговые сети. В итоге конечный потребитель будет требовать нужное для его деятельности подтверждение о том, что товар безопасный, энергоэффективный, экологически чистый и т.п. (нерегулируемые требования со стороны потребителей).
Сертификацию и регистрацию, сделанную в США, часто признают в других странах. Это сложившаяся деловая практика.
Некоторые страны, например, Мексика, Канада, некоторые страны Латинской Америки, Южная Корея, Япония признают регистрацию FDA, сделанную по пищевой продукции.
Основы технического регулирования в Латинской Америке
В Латинской Америке барьеры в части технического регулирования не такие высокие. В некоторых странах ( например, в Эквадоре, Венесуэле ) практически отсутствуют, и экспортерам легко заходить на эти рынки.
Обязательной сертификации в Бразилии подлежат товары, которые могут оказать негативное влияние на здоровье и безопасность потребителей или окружающую среду. 65 категорий продуктов требуют обязательной сертификации: медицинские устройства, автоматические выключатели, электрооборудование для опасных зон, провода и кабели и другое. Сертифицированные товары должны быть маркированы знаком INMETRO:
Бразилия не признает эквивалентности норм технического регулирования, принятых любым торговым партнером, но признает эквивалентность по результатам испытаний. Иными словами, если продукция испытана и к ней не предъявляются дополнительные требования бразильских стандартов, то результаты испытаний буду признаны.
Кроме того, Бразилия имеет взаимные соглашения о признании аккредитации с 80 органами в 66 странах мира, в том числе и с европейскими нотифицированными органами. Это значит, что получив маркировку СЕ , вы можете смело рассчитывать на получение и бразильского сертификата.
Также есть группа нерегулируемых товаров и оценки соответствия таких товаров в стране происхождения может быть достаточно. Часть товаров (например, пищевых товаров) может быть оценена на соответствие стандартам США.
Основы технического регулирования в Индии
Чтобы продавать свои товары на территории Индии импортеру требуется получить код IEC, при необходимости получить лицензию, пройти сертификацию или регистрацию с получением знака соответствия.
Знак означает, что товар соответствует индийским стандартам. Лицензия выдается сроком на 1 год.
Регулированием рынка продуктов питания занимается FSSAI. Все импортеры и бизнес операторы должны быть зарегистрированы, либо иметь лицензию. Номер лицензии в обязательном порядке должен быть нанесен на упаковку:
Ключевые моменты при сертификации в Индии — это определение стандартов, под которые попадает продукция (обязательные или добровольные), необходимость в уполномоченном представителе, проведение испытаний продукции в признанной BIS лаборатории и получение лицензии с регистрацией производителя и товара в соответствующем реестре, маркировка знаком соответствия и выполнение требований к упаковке.
Основы технического регулирования в Южной Корее
Стандартизация в Корее следует основным принципам разработки стандартов, изложенным Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization (ISO)), Международной электротехнической комиссией (International Electrotechnical Commission (IEC)) и соглашением о Технических барьерах в торговле (Technical Barriers to Trade Agreement (TBT)) Всемирной торговой организации (World Trade Organization (WTO)). Корейское агентство по технологиям и стандартам (Korean Agency for Technology and Standards (KATS)) курирует разработку корейских стандартов (KS), координируя вклад различных заинтересованных сторон государственного и частного секторов через свои технические комитеты. Сегодня в Корее насчитывается более 20 000 стандартов. В основном нормативные документы и стандарты представлены на корейском языке. В дополнение к KS в Корее используются многие другие типы стандартов, в том числе разработанные ISO, IEC и другими международными разработчиками стандартов, региональные стандарты, иностранные национальные стандарты и другие.
Компании, занимающиеся бизнесом в Корее, должны знать об обязательных правилах, касающихся их продукта или услуги, обязательных и добровольных стандартах, а также о мерах, необходимых для демонстрации соответствия.
Чтобы продемонстрировать соответствие определенным стандартам или другим требованиям, производители должны поместить знаки соответствия на свою продукцию, которые обычно предоставляются органами сертификации или аккредитации. Существует два основных типа маркировки: KS и KC.
Знак KS указывает на соответствие применимым корейским промышленным стандартам (KS) и предоставляется органом по сертификации, Корейской ассоциацией стандартов (Korean Standards Association (KSA)). В большинстве случаев получение марки KS является добровольной мерой, направленной на то, чтобы позволить производителям повысить свою конкурентоспособность и предоставить потребителям возможность предоставлять информацию о качестве продукции.
С 1 ноября 2011 года обязательные сертификаты, требуемые всеми корейскими министерствами, используют знак KC.
Корея достаточно глубоко интегрирована в мировой рынок. Техническое регулирование опирается на соглашение ВТО и международные организации по стандартизации. Как и в любой стране, существуют свои особенности в части маркировки, описания товаров.
Основы технического регулирования в Японии
Требования к продукции в Японии подразделяются на две категории: обязательные, содержащиеся в технических регламентах и необязательные — в добровольных стандартах. Обычно требуется оценка соответствия, прежде чем продукт может быть продан на рынке или даже представлен на выставке. Для нанесения обязательной маркировки требуются предварительные испытания, утверждение типа и, в отдельных случаях, аудит производства с целью проверки системы качества.
Продукты, требующие обязательной оценки соответствия, должны иметь маркировку до отправки в Японию, чтобы груз смог пройти таможню. Следует учитывать, что правила могут применяться не только к самому продукту, но и к упаковке, способу транспортирования, установке. Соблюдение добровольных стандартов и получение соответствующих маркировок не повлияют на прохождение таможни. Их целью является повышение доверия потребителей к продукции.
Стандарты в основном представлены на японском языке, что затрудняет понимание требований к продукции. Система стандартизации реформируется и внедряются международные стандарты, облегчающие задачи экспортера.
Основы технического регулирования в странах Ближнего Востока (на примере ОАЭ)
ОАЭ создали Орган по стандартизации и метрологии Эмиратов (Emirates Authority for Standardization and Metrology (ESMA)) в качестве единственного национального органа по стандартизации в 2001 году. ESMA разрабатывает и принимает стандарты, которые подготовлены его техническими комитетами по просьбе правительства, промышленности и потребителей.
В целом, стандарты разрабатываются в соответствии с существующими международными и региональными стандартами (Совет сотрудничества стран Залива/Организация по стандартам Залива (Gulf Cooperation Council (GCC)/Gulf Standards Organization (GSO)); однако, если международные стандарты отсутствуют, ESMA разрабатывает собственные стандарты. Проекты направляются в соответствующие органы для комментариев. В ОАЭ нет центрального органа, который координирует подготовку технических регламентов. Они могут быть разработаны ESMA, первоначально в форме стандарта, а затем сделаны обязательными или могут быть разработаны непосредственно министерством. Все технические регламенты утверждаются решением Кабинета министров.
Требования к маркировке в ОАЭ применяются в основном для игрушек, сигарет и продуктов питания. Все предупреждающие надписи на игрушках должны быть на арабском и английском языках. Пакеты сигарет требуют специального предупреждения о здоровье на арабском языке.
Кроме того, ESMA реализует добровольный знак качества (Emirates Quality Mark (EQM)). EQM — это знак соответствия, предоставляемый продуктам, которые соответствуют требованиям ОАЭ. Получение знака требует соблюдения национальных, региональные (GCC/GSO) и / или международных стандартов, а также внедрения эффективной системы управления качеством. Процесс получения лицензии на использование знака качества EQM включает всестороннюю оценку продукта, а также системы качества, используемую производителем в производстве. EQM является добровольным знаком, за исключением питьевой воды.
Основы технического регулирования в Китае
Китайский рынок – огромный, емкий, привлекательный и географически очень удобен для поставок. Однако, есть специфика с точки зрения технического регулирования – функции сертификации и оценки соответствия осуществляют в основном государственные органы.
Система технического регулирования, лабораторная база, филиальная сеть сертификационных органов чрезвычайно развита (по уровню развития сопоставима с Евросоюзом), но она более чем на 90% государственная и оттого не очень гибкая. Хотя справедливости ради следует сказать, что китайские лаборатории и сертификационные органы работают очень быстро. При проработке экспорта в КНР надо иметь в виду, что Китай сам является мощным экспортером, и можно туда заходить только по определенным нишевым категориям экспортных товаров, например, пищевая продукция.
Одна из самых востребованных категорий несырьевого экспорта в КНР является пищевая продукция. Для того, чтобы продавать пищевую продукцию, требуется сделать тестирование в аккредитованной лаборатории. Причем нужно делать такой протокол испытаний, который позволит продавать продукцию не только классическим способом через магазины, но и осуществлять онлайн торговлю. Такие протоколы позволят торговать продукцией через внутрикитайские сайты и интернет-магазины. Надо сказать, что именно данный вид торговли очень развит в КНР, поэтому если пищевой товар не является скоропортящимся, то это самый лучший путь наращивания продаж.
Также надо иметь в виду, что в КНР сейчас тема экологически чистых продуктов питания – очень модная и востребованная. Но при этом нанесение любой иностранной маркировки Eco\Bio на продукт категорически запрещено и наказуемо штрафами. Если экспортер хочет
позиционировать свою продукцию как экологическую, то Эко-сертификацию следует проходить в китайских органах.
В КНР огромное внимание уделяют наличию стандартов ISO у производителей. Демонстрация соответствия международным стандартам ISO для китайских покупателей – символ солидности партнера. Желательно делать такую сертификацию в дорогих органах, работающих под американской или европейской аккредитацией. Лоск и статусность в данном случае имеют значение.
HALAL
Халяль с арабского — «разрешенный». В контексте оценки соответствия нужно иметь ввиду, что для определенных продуктов должно быть подтверждение, что они соответствуют мусульманским традициям. Изделия считаются халяльными, когда они:
- Изготовлены из животных, убитых в соответствии с исламскими принципами
- Содержат компоненты, свободные от запрещенных
- Переработаны с использованием разрешенной техники
Мы рекомендуем получать HALAL на пищевую продукцию и косметику под малазийской аккредитацией, она будет действовать практически во всех мусульманских странах, а также признается национальными диаспорами в таких странах, как США, Китай, страны ЕС, Индия, Россия и других.
В заключение
Логичным является вопрос – почему продукцию, сертифицированную в России и ЕАЭС не признают нигде. Ответ очень прост – потому что для нашего внутреннего рынка и рынка ЕАЭС не признается никакая иностранная сертификация, тесты и оценка соответствия. Как мы воспринимаем остальной внешние рынки, так и внешние рынки воспринимают нас. Чтобы соответствовать нормам по продукции на чужом рынке, нужно следовать очень простым правилам:
- Изучить законодательство в области технического регулирования на выбранном рынке
- Подготовить документацию, доработать изделие (если требуется)
- Сделать тесты
- Пройти процедуру оценки соответствия со стороны независимого органа (если требуется)
Настоятельно рекомендуется привлекать консультантов, это позволит избежать ошибок и минимизирует риски.
Важно! При работе на иностранном рынке проще изучить закон и следовать всем процедурам в области технического регулирования страны, в которую осуществляется экспорт. Это вернее приведет Вас к успеху, чем попытки обойти существующие требования в области технического регулирования в данной стране. Такие попытки в лучшем случае заканчиваются бессмысленной тратой времени и ресурсов, в худшем же приводят к финансовым и репутационным потерям.
Если у Вас появились вопросы, Вы можете обратиться в Комитет по развитию и инновациям агропромышленного комплекса при Торгово-промышленной палате Самарской области, направив запрос на электронную почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. или оставив заявку на нашем сайте.
Материалы взяты из источника: https://haensch-qe.ru/